Маркировка безалкогольных напитков в 2025 году

alt

Маркировка безалкогольных напитков, таких как вода, соки, лимонады и энергетические напитки совсем недавно включала в себя только дату розлива, срок годности, номер смены, либо партии данного продукта и номер скважины, если вода минеральная, но прогресс не стоит на месте и правила маркировки данных групп товаров изменились.

Закон о маркировке безалкогольных напитков и сроки его внедрения

С 1-го марта 2023 г. был внедрен поэкземплярный учет в розничной продаже бутилированной воды. Далее, с 5-го ноября 2024г была введена обязательная маркировка безалкогольных напитков, в том числе соков и сокосодержащих напитков. При этом для напитков в ПЭТ, стекле и банках крайним сроком, то есть сроком вывода из оборота без наличия обязательной маркировки было 5 ноября 2024, а для соков, нектаров и напитков на растительной основе в КЕГах и прочей потребительской таре сроком вывода из оборота будет 1 марта

Что же такое маркировка в системе Честный Знак и для чего это нужно?

В России старт обязательной маркировки пришелся на 2019 г. Изначально данная маркировка коснулась фармацевтической и табачной отраслей промышленности. Ее введение совпало с волной отравлений поддельной продукцией по всей стране. Список товаров, подпадающих под Честный Знак с каждым годом только растет, и, скорее всего необходимость наносить 2D коды на индивидуальную упаковку в скором времени коснется всех отраслей производства. Данная система присвоения единице товара уникального цифрового кода, защищенного криптографией, была разработана для отслеживания пути товара от производителя к конечному пользователю в рамках программы борьбы с контрафактом.

По распоряжению правительства оператором системы маркировки Честный Знак была назначена «Оператор-ЦРПТ» ООО, дочерняя компания «Центр Развития Перспективных Технологий» ООО.

Только Оператор-ЦРПТ ООО имеет право выпускать коды маркировки. Государственно-правовое регулирование в сфере обязательной маркировки обеспечивает Минфин России.

В первую очередь, маркировка в системе Честный Знак позволяет отследить каждый этап движения единицы продукции от производителя до конечного потребителя. При перемещении продукта по цепочке поставок в систему учета отправляется информация, где этот товар находится, и когда выводится из оборота (когда покупатель пробивает товар на кассе). Покупатель может отсканировать DataMatrixкод и убедиться в подлинности приобретаемого товара. Вдобавок, уже погашенные DataMatrix коды не получится «пробить» на кассе второй раз. Данная система позволяет обезопасить производителя и покупателя от некачественных подделок, а, следовательно, первого – от ударов по репутации и пиратства, а второго – от угрозы жизни и здоровью.

Что именно наносят на товар для его дальнейшего отслеживания и какая информация содержится в данной маркировке?

Национальная маркировочная система Честный Знак подразумевает под собой нанесение на каждую единицу продукции двухмерной кодировки Data Matrix. Этот код содержит зашифрованную информацию как о производителе, так и о самом товаре. В Data Matrix код зашифрован GTIN (Global Trade Item Number) товара, состоящий из 14 цифр, уникальный серийный номер единицы товара, содержащий 13 символов, и код для проверки, включающий 4 цифры. Все это дает гарантию уникальности и защиты от фальсификации товара.

Наносить маркировку «Честный Знак» на безалкогольные напитки можно несколькими способами, нет единственно верного решения для всех. Все индивидуально и зависит многих факторов:

  • от тары (упаковки), в которую разливается продукт – материала, формы и размера, требований к внешнему виду упаковки
  • от объемов производства либо объемов поставок
  • условий производства - как скорость розлива и прочее

Решения для нанесения Datamatrix кода

К оборудованию для нанесения маркировки ЧЗ предъявляются определенные требования, как связанные с нанесением Data Matrix кодов (для их печати используются маркираторы с разрешением не менее 300 dpi), так и требования, обусловленные особенностями производства - производительность линии, защита от агрессивных сред и др.

Самые распространенные решения для нанесения Datamatrix кода на автоматических линиях:

Решение 1.

Нанесение этикетки на крышки или на пакеты тетрапак с помощью аппликатора или принтера-аппликатора.

Это универсальное решение, которое подходит для тары из любых материалов и формфакторов таких как стекло, ПЭТ, тетрапак и др. Широкий ассортимент моделей позволяет подобрать решение под самые разные скорости линий.

Принтеры-аппликаторы печатают и наносят этикетки сразу на линии розлива.

Аппликатор используется, когда этикетки удобнее заказать в типографии, а не печатать самим (небольшие производства часто выбирают типографское решение, особенно до этапа автоматизации процессов маркировки). На линии осуществляется только их перенос на упаковку. 

Решение 2.

Нанесение оптоволоконным лазером на окрашенный ключ алюминиевой банки

Решение 3.

Маркировка углекислотным лазером, при которой он снимает слой предварительно нанесенной на крышку краски. Этот вариант не очень распространенный, так как требует дополнительных этапов подготовки упаковки до нанесения. Но технически такая возможность есть. 

Компания Маркджет может предложить принтеры-аппликаторы Арни. Данное оборудование работает на базе встроенного термотрансферного блока, печатающего коды с разрешением 300 dpi, что обеспечивает необходимый грейд для дальнейшего считывания кода с помощью сканнеров и камер машинного зрения.

Широкий выбор модулей переноса включает разные способы нанесения этикеток, а также дает возможность выбрать модель, соответствующую требованиям к скорости нанесения этикеток. Наиболее производительный принтер-аппликатор Арни НПР-05 способен развивать скорость – до 60 м/мин.

Если же этикетку с 2D кодами производитель или импортер заказывает в типографии, мы можем предложить автоматический аппликатор прямого переноса этикеток А150. В комплекте идет регулируемая стойка для удобства установки данной модели в линию. Максимальная производительность данной модели - до 45 м./мин.

Почему стараются наносить DM код на крышки или верхнюю сторону упаковки?

Это происходит так как за этапом сериализации идет этап агрегации, когда единичная продукция упаковывается в транспортную тару. При этом камера машинного зрения должна считать каждый DM код, и отправить в систему данные, что в коробку были упакованы единицы продукции с определенными DM кодами. Расположение камеры сверху помогает быстро и эффективно считать коды напитков, находящихся в коробе.

Кто должен маркировать продукцию, только ли производитель?

Нет! Это касается и импортеров напитков, то есть помимо прямого производителя ответственность за наличие маркировки Честный Знак несут компании и ИП которые занимаются импортом, оптовой и розничной торговлей безалкогольными напитками. Не коснется это только самозанятых, но и законного права на подобную деятельность у них нет.

Итак, вы производите либо импортируете и продаете безалкогольные напитки. Данная группа товаров попадает под Маркировку в системе Честный Знак на территории Российской Федерации. Что нужно сделать?

  • Шаг первый. Не паниковать! Зарегистрироваться в системе Честный знак и описать товары в каталоге. Для этого нужно будет заполнить отдельную карточку на каждый продукт и отправить на проверку.
  • Шаг второй. Заказать и оплатить коды маркировки.
  • Шаг третий. Выбрать технические решения. Это оборудование для нанесения DataMatrix кодов на бутылки или банки с напитками. Сканеры для считывания и программное обеспечение для последующей верификации данных кодов.

В зависимости от объема производимой либо идущей на ввоз продукции нужно понять какое техническое решение потребуется, автоматическое или же можно обойтись ручным. Далее, исходя из этого, можно самостоятельно подобрать маркираторы, сканеры и ПО для интеграции с 1С, либо воспользоваться услугами интеграторов, который предлагают решить данный вопрос под ключ.

Если делать это самостоятельно, то, потребуется получить Усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), она нужна для регистрации и авторизации в Честном Знаке, а также для возможности подписывать документы электронно и передавать товары с кодами маркировки. Подпись данную выдают аккредитованные центры.

Так как входить в «Честный Знак» и подписывать документы УКЭП придется через компьютер то нужно проверить, чтобы он соответствовал всем необходимым требованиям для работы с программой. Компьютер нужен с ОС Windows 7 или Mac OS X 10.8 и выше; интернет-браузер Chrome 70, Яндекс.Браузер 20, Mozilla 60, Safari 12 или новее. Далее потребуется установить плагин для браузера КриптоПро или Рутокен, а также криптопровайдер КриптоПро CSP или ViPNet CSP.

Далее потребуется настроить Электронный Документооборот (ЭДО), то есть систему, которая позволяет обмениваться электронными документами, подписанными УКЭП.

Также понадобится ряд специализированного оборудования. Для торгующих организаций, такого, как терминал сбора данных, он нужен для считывания 2D кодов с товаров при приемке и сверке их с УПД, 2D сканер штрих-кодов для считывания кодов маркировки при продаже (выводе из оборота), онлайн касса, способная поддерживать выбытие маркированных в системе Честный Знак товаров. Для производителей и импортеров также оборудование для нанесения 2D кодов и конвейер для обеспечения движения, если этого требуют объемы.

Нанесение буквенно-цифровой маркировки

Помимо внедрения обязательной маркировки в системе Честный Знак, не стоит забывать, что на любые напитки - соки, лимонады, энергетики и т.д. потребуется наносить информацию о дате розлива и сроке годности. Наличие Data Matrix кода не освобождает от необходимости указывать эту информацию. Есть несколько вариантов нанесения.

Можно наносить непосредственно на этикетку с Data Matrix кодом, если позволит ее размер, и возможности термотрансферного модуля, либо даты розлива и сроки годности будут допечатываться на бутылку или банку дополнительно, например, каплеструйным принтером или лазерным маркиратором, встроенным в линию в тандеме с принтером аппликатором или аппликатором.

Выбор технологии нанесения зависит от материала тары, на которую наносится маркировка, а также от требований к скорости линии.

Решение 1. Лазерная маркировка

  • Углекислотный лазер - на ПЭТ и бумажные этикетки
  • Ультрафиолетовый лазер – на плотный пластик (крышки)
  • Оптоволоконный лазер – на алюминиевые банки

Выбор лазерного маркиратора для маркировки напитков – углекислотного, оптоволоконного или ультрафиолетого - определяется исходя из технических характеристик линий, материала, размера и других индивидуальных особенностей упаковки, а также содержания маркировки. Если речь идет о подборе лазерного маркиратора, наш специалист обязательно предложит сделать образцы маркировки и удостовериться в точности, контрастности и считываемости 2D кодов именно на упаковке клиента.

Преимуществами лазерной технологии являются

  • высокое качество изображения
  • нанесение нестираемых кодов - их невозможно изменить или удалить, не нарушив целостность упаковки
  • отсутствие расходных материалов (чернил, растворителей, карбоновой ленты), а также и регулярного технического обслуживания

Решение 2. Каплеструйный принтер - для любых материалов и форм-факторов - банки, тетрапаки, бутылки и т.д.

Это – самое универсальное и наиболее экономичное оборудование для нанесения маркировки на автоматических линиях. Принтер легко перемещается и быстро настраивается на печать. Печатающая головка может быть установлена так, чтобы наносить коды как на верхнюю, так и на боковые части упаковки. Есть модели, подходящие для работы на высокоскоростных линиях.

Однако технология имеет ограниченные возможности при нанесении сложных кодов на высоких скоростях линии, требует пополнения запаса чернил, расходных материалов, а также проведения регулярного технического обслуживания

Заключение

Требования по обязательной маркировке в системе «Честный Знак» распространяется на широкий спектр безалкогольных напитков - соки, квас, лимонады и энергетических напитки, бутилированная вода, вода для детского питания и др.

Несмотря на то, что для производителей и импортеров данное нововведение связано с некоторыми трудностями на первоначальных этапах, в дальнейшем подобное отслеживание и контроль оборота товаров позволит обезопасить репутацию поставщиков и защитить здоровье потребителей.

Группа Компаний Маркджет может предложить оборудование для нанесения Data Matrix кодов на различные виды упаковки. Чаще всего, в данной отрасли, используются принтеры-аппликаторы, аппликаторы. Реже - прямая лазерная маркировка.

Для подбора оборудования для маркировки, специалисты ГК Маркджет зададут ряд вопросов, касающихся скоростей и технических особенностей линий, материала, размера, цвета упаковки. Также, для сбора данной информации, наши сотрудники могут выехать на производство клиента для проведения ревизии линий и сбора подробного технического задания.

Специалисты ГК Маркджет обладают многолетним опытом подбора и установки маркировочного оборудования, в том числе для обязательной маркировки, сериализации и агрегации, т.к. участвовали во внедрении данной маркировки с самого начала ее появления на территории России.

Мы сотрудничаем с крупнейшими интеграторами во всех регионах Российской Федерации и можем предложить, как отдельно маркировочное оборудование, так и комплексное решение, совместно с интегратором.

мы Поможем вам с выбором
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ВАША корзина
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКаза
Как вас зовут?
Название компании
Телефон *
E-mail *
Напишите здесь ваш вопрос
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашетесь с политикой конфиденциальности.
alt
Спасибо за заказ!

В ближайшее время с вами свяжется менеджер и всё расскажет!